Календарь

Подростковый возраст от 10 до 17 лет 

Подростковый возраст часто называют переходным, кризисным, сложным, переломным.  Это стадия перехода от детства к взрослости. Именно в это период обостряются как трудности личностного развития самих подростков, так и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

Какие изменения происходят в этот период? Вроде бы ребенок продолжает по-прежнему жить в семье, с родителями и близкими людьми, ходит также в школу, общается со сверстниками – все, как и на прежнем периоде. Но серьезные изменения происходят внутри самого подростка. Меняется его внутренняя позиция, полностью меняются ценности. На данном этапе происходит разворот от направленности на внешний мир, к миру внутреннему. Что это значит? Ребенок оценивает все события относительно отношения к себе: «как меня воспринимают друзья?», «учитывают ли родители мои интересы?», «каким я кажусь окружающим?», «какие решения могу принимать самостоятельно?», и т.п.

В физическом развитии, происходит увеличение скорости роста, повышение жировой отложений и увеличение мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов, появление вторичных половых признаков, а также кардинальные изменения во всех органах и системах организма. Такие метаморфозы оказывают влияние на их поведение и психологические особенности (например, чередование периодов повышенной активности, двигательного беспокойства, неусидчивости, и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности). Могут возникать временные нарушения координации движений, ухудшается почерк, речь становится «косноязычной». Все эти изменения дети переживают очень тяжело, чувствительны к насмешкам по этому поводу.

В тоже время подростковый возраст, это наиболее подходящий период для овладения многими сложными движениями и двигательными актами, которые необходимы для занятий спортом, хореографией, трудовой деятельности.

Повышенное внимание к себе, сравнивание себя с другими и обнаруженные различия, ведут к росту тревожности и неуверенности в себе. Подросткам может казаться, что у них слишком много уродств («большой лоб», «нос как у Бабы Яги») из-за которых они действительно сильно переживают. Поэтому в этот период очень важно поддерживать ребенка и с пониманием относится к его переживаниям.

В этот период активно развивается абстрактное мышление, оно становится более гибким, что позволяет мыслить и решать задачи разносторонне. Продолжается дальнейшая интеллектуализация таких психических процессов как память, восприятие, воображение.

В этом возрасте личностная нестабильность одна из главных особенностей подростка. В характере подростка возникают парадоксальные противоречия, такие как: чрезмерная активность и вялость, безумная веселость и уныние, уверенность в себе и застенчивость, эгоизм и альтруистичность, высокие нравственные стремления и низкие побуждения, страсть к общению и замкнутость и т.д. 

Происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе, формирование чувства взрослости и представления о себе как о взрослом. Эти представления касаются полового созревания, оценки своей самостоятельности, сравнивание себя со взрослыми, что приводит подростка к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы.

 В связи с возникновением чувства зрелости и потребности в ее утверждении, подростки склонны выражать требования, касающиеся равенства прав со взрослыми, что может приводить к определённым трудностям и проблемам во взаимоотношениях со взрослыми. Родителям необходимо понимать эти побуждения и не вступать в активную борьбу с подростком, который отстаивает свою автономность. В этом возрасте ребенок уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, и может негативно относится к активному выражению чувств со стороны родителей, особенно в присутствии сверстников. Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, и тогда может возникнуть неблагоприятная ситуация. Споры, расхождения во взглядах подростков и родителей касаются преимущественно бытовых вопросов: одежда, прическа, проведение досуга и т.д. Однако увеличивающаяся эмоциональная дистанция между подростками и родителями, не всегда ведет к бунту и непринятию родительских ценностей. То, как будут складываться отношения в этот период между ребенком и родителями, зависит от того насколько родители готовы принять своего ребенка, понять его переживания, способны создать атмосферу доверительных и теплых отношений.

Неблагоприятная среда, отсутствие понимания со стороны родителей, жесткий родительский контроль, проблемы со сверстниками могут усугублять эмоциональное состояние подростка, что может привести к неврозам, депрессии, поиск поддержки в компаниях склонных к преступному  поведению, формированию зависимостей  и т.д.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайную значимость для подростка. Это очень важное новообразование этого периода, именно в группе сверстников создается особое переживание – «чувства МЫ». Это помогает подростку сформировать модель социальных отношений с миром и играет существенную роль в самоопределении собственного статуса. 

Отношения мальчиков и девочек претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте, у детей появляется интерес друг к другу. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые в этом возрасте достаточно недифференцированные (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего или противоположного пола). На этом фоне может возникать повышенная возбудимость. Устойчивый и сильный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростков, наличие переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсивном половом созревании. В таких случаях (особенно, если подросток рано приобретает сексуальный опыт) требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов.

Большинство подростков вынуждены принимать серьезные решения касаемые обучения и профессионального самоопределения. Многие дети испытывают тревожность и эмоциональную напряженность и склонны перекладывать выбор профессии на родителей. Но очень важно, чтобы молодые люди решали вопросы профессионального самоопределения самостоятельно, при необходимости можно обратится за помощью к психологу.  Психолог может провести специальную диагностику, что поможет определится с выбором.

Те дети, которые достойно пережили данный кризис становятся сильнее, увереннее в себе и способны управлять своей судьбой. Задача родителей помогать и поддерживать своего ребенка!

 

 «Возрастные особенности младших школьников»

Переход к школьному обучению не легок даже для хорошо подготовленных детей. С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, ребёнок становится учеником. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко. Прежде всего, меняется режим жизни.

  1. Переход из дошкольника в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса характерны: капризы, паясничания детей.
  2. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться.
  3. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность и напряжение.
  4. Своё новое положение ребёнок не всегда осознаёт, но обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
  5. Формируется самооценка личности. Младший школьник уже понимает, что оценка его поступков определяется, прежде всего, тем, как он выглядит в глазах окружающих людей.

6. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий ещё не сформированы. Их формирование происходит к 13 годам.

  1. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает главным человеком его школьной жизни.
  2. Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов.
  3. Интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой значимого взрослого, который подчеркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед.

                  Трудности, которые могут возникать у младших школьников.

  1. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут быть нарушение сна, аппетита, повышаться температура тела.
  2. Младшие школьники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

3.Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

  1. Если младший школьник не чувствует удовлетворение от своих достижений, а подкрепляется это чувство похвалой значимого взрослого, то может возникнуть утрата мотивации к обучению.
  2. могут возникать проблемы в быстром усвоении всех школьных правил и в выстраивании гармоничных взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, в связи с чем есть риск формирования акцентуаций характера.

                                 Чем можно помочь младшему школьнику?

  1. Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребёнка.
  2. Серьёзно отнеситесь к его первым достижениям и возможным трудностям.  Ребёнок может ошибаться, это нормально.
  3. Составить вместе со школьником распорядок дня, следить за его исполнением.
  4. Помнить, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребёнка.
  5. Уважайте мнение ребёнка о педагоге.
  6. Если вас что – то беспокоит в поведении ребёнка, не стесняйтесь обращаться за советом и помощью к учителю или школьному психологу.

 

Дошкольный возраст от 3 до 7 лет

Практически у каждого ребенка период раннего детства начинается с кризиса трех лет (2,5-3 года), когда родители впервые слышат упорное: «Я сам!». Значит, что в это момент ребенок учится удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно, появляется самосознание. Все это нужно, чтобы научиться адекватно оценивать себя и свои поступки без соотнесения с оценкой других. Вроде ранее такой милый ребенок начинает вести себя «странно», появляется ревность, подозрительность негативное поведение, отрицание, отрицание того времени, когда он был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п. 

Но, как и любой кризис, он со временем проходит и наступает более стабильный период, во время которого ребенок овладевает предметно-манипулятивной деятельностью — ребёнок занят предметом и действием с ним; практическим сотрудничеством со взрослыми. У него возникает потребность в речи для того, чтобы налаживать контакты. Главный авторитет — родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Очень важно создать ребенку данного возраста определенные условия: разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для него окружающих.

Чреваты последствиями и два противоположных полюса в воспитании ребенка — гиперопека, когда все делают за детей, не доверяют, и гипоопека — отсутствие поддержки, ребенок вынужден делать то, что дети ему в силу возраста не свойственно, а порой невозможно.

Если данный период пройден правильно, то ребенок приобретает самостоятельность и самоконтроль, уверенность в себе.

Если, что-то пошло не так, то ребенок становится неуверенным в собственных способностях, присваивает себе чувство стыда и приниженности, ощущение неприспособленности, слабоволие. 

Особенностью дошкольного возраста является рождение социального «Я». Лейтмотив возраста: «Хочу, но не могу!», а еще ребёнок делает для себя открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!». Ребенок пробует стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим. В этот возрастной период ребенок может усовершенствовать то, что уже имеет (но умения не хватает). Основной вид деятельности – общение, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, при этом игра рассматривается как универсальная форма развития. Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Дошкольники испытывают потребность принимать активное участие в жизни и деятельности взрослых.

И заканчивается этот период кризисом дошкольного возраста (5-7 лет). Поведение очень похоже на кризис 3 лет, но в более мягком варианте: изменяется поведение — ребёнок ведёт себя демонстративно, перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).

И помните, что родительский авторитет, когда дети пойдут в начальную школу будет уступать авторитету тех, кто даёт знания.

Очень важно в этот период поощрять активность ребенка, признание родителями права на любознательность и творчество (нельзя высмеивать фантазии ребенка).

Плохо отражается на ребенке — отсутствие позволения или запрет родителей на самостоятельные действия, неодобрение его активности и наказания.

Этот период дан ребенку и родителям, чтобы решить проблему доверия, а затем — независимости (автономии), научиться проявлять инициативу. 

Если задача решена, то:

Формируется чувство базисного доверия (1-й год). Базисное доверие, это то, как человек будет в последующей жизни воспринимать окружающий мир. Негативно, как мир, наполненный злобой, окружающих людей как холодных и безразличных. Или, наоборот, как мир, который готов принимать человека, добрый и светлый и люди в нем отзывчивые и любящие, способные сострадать и готовые помочь; 

На втором году жизни формируется умение проявлять свою волю и самому что-то делать, автономность

Формируются такие качества личности, как инициативность, любознательность, включение в полоролевое поведение. 

Если задача не решена, то:

 Не формируется базисное доверие;

Как правило, дети вырастают, сомневающиеся в своих способностях, недоверие;

 У таких детей в будущем, появляется чувство вины и стыда за усилие быть независимым;

 Формируется пассивность, отсутствие собственных интересов.

Подростковый возраст от 10 до 17 лет 

Подростковый возраст часто называют переходным, кризисным, сложным, переломным.  Это стадия перехода от детства к взрослости. Именно в это период обостряются как трудности личностного развития самих подростков, так и трудности взрослых, взаимодействующих с ними.

Какие изменения происходят в этот период? Вроде бы ребенок продолжает по-прежнему жить в семье, с родителями и близкими людьми, ходит также в школу, общается со сверстниками – все, как и на прежнем периоде. Но серьезные изменения происходят внутри самого подростка. Меняется его внутренняя позиция, полностью меняются ценности. На данном этапе происходит разворот от направленности на внешний мир, к миру внутреннему. Что это значит? Ребенок оценивает все события относительно отношения к себе: «как меня воспринимают друзья?», «учитывают ли родители мои интересы?», «каким я кажусь окружающим?», «какие решения могу принимать самостоятельно?», и т.п.

В физическом развитии, происходит увеличение скорости роста, повышение жировой отложений и увеличение мышечной массы, быстрое развитие репродуктивных органов, появление вторичных половых признаков, а также кардинальные изменения во всех органах и системах организма. Такие метаморфозы оказывают влияние на их поведение и психологические особенности (например, чередование периодов повышенной активности, двигательного беспокойства, неусидчивости, и периодов повышенной утомляемости, снижения работоспособности и продуктивности). Могут возникать временные нарушения координации движений, ухудшается почерк, речь становится «косноязычной». Все эти изменения дети переживают очень тяжело, чувствительны к насмешкам по этому поводу.

В тоже время подростковый возраст, это наиболее подходящий период для овладения многими сложными движениями и двигательными актами, которые необходимы для занятий спортом, хореографией, трудовой деятельности.

Повышенное внимание к себе, сравнивание себя с другими и обнаруженные различия, ведут к росту тревожности и неуверенности в себе. Подросткам может казаться, что у них слишком много уродств («большой лоб», «нос как у Бабы Яги») из-за которых они действительно сильно переживают. Поэтому в этот период очень важно поддерживать ребенка и с пониманием относится к его переживаниям.

В этот период активно развивается абстрактное мышление, оно становится более гибким, что позволяет мыслить и решать задачи разносторонне. Продолжается дальнейшая интеллектуализация таких психических процессов как память, восприятие, воображение.

В этом возрасте личностная нестабильность одна из главных особенностей подростка. В характере подростка возникают парадоксальные противоречия, такие как: чрезмерная активность и вялость, безумная веселость и уныние, уверенность в себе и застенчивость, эгоизм и альтруистичность, высокие нравственные стремления и низкие побуждения, страсть к общению и замкнутость и т.д. 

Происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе, формирование чувства взрослости и представления о себе как о взрослом. Эти представления касаются полового созревания, оценки своей самостоятельности, сравнивание себя со взрослыми, что приводит подростка к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы.

 В связи с возникновением чувства зрелости и потребности в ее утверждении, подростки склонны выражать требования, касающиеся равенства прав со взрослыми, что может приводить к определённым трудностям и проблемам во взаимоотношениях со взрослыми. Родителям необходимо понимать эти побуждения и не вступать в активную борьбу с подростком, который отстаивает свою автономность. В этом возрасте ребенок уже не приемлет старые способы выражения любви родителей к нему, и может негативно относится к активному выражению чувств со стороны родителей, особенно в присутствии сверстников. Иногда взрослые не успевают перестроить свои отношения с ребенком на принципах равенства, и тогда может возникнуть неблагоприятная ситуация. Споры, расхождения во взглядах подростков и родителей касаются преимущественно бытовых вопросов: одежда, прическа, проведение досуга и т.д. Однако увеличивающаяся эмоциональная дистанция между подростками и родителями, не всегда ведет к бунту и непринятию родительских ценностей. То, как будут складываться отношения в этот период между ребенком и родителями, зависит от того насколько родители готовы принять своего ребенка, понять его переживания, способны создать атмосферу доверительных и теплых отношений.

Неблагоприятная среда, отсутствие понимания со стороны родителей, жесткий родительский контроль, проблемы со сверстниками могут усугублять эмоциональное состояние подростка, что может привести к неврозам, депрессии, поиск поддержки в компаниях склонных к преступному  поведению, формированию зависимостей  и т.д.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайную значимость для подростка. Это очень важное новообразование этого периода, именно в группе сверстников создается особое переживание – «чувства МЫ». Это помогает подростку сформировать модель социальных отношений с миром и играет существенную роль в самоопределении собственного статуса. 

Отношения мальчиков и девочек претерпевают существенные изменения в подростковом возрасте, у детей появляется интерес друг к другу. Начинают формироваться сексуальные влечения, которые в этом возрасте достаточно недифференцированные (сексуальные переживания могут быть направлены на взрослого человека, на сверстника своего или противоположного пола). На этом фоне может возникать повышенная возбудимость. Устойчивый и сильный интерес к сексуальным вопросам может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростков, наличие переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками, интенсивном половом созревании. В таких случаях (особенно, если подросток рано приобретает сексуальный опыт) требуется особая помощь со стороны родителей, педагогов и психологов.

Большинство подростков вынуждены принимать серьезные решения касаемые обучения и профессионального самоопределения. Многие дети испытывают тревожность и эмоциональную напряженность и склонны перекладывать выбор профессии на родителей. Но очень важно, чтобы молодые люди решали вопросы профессионального самоопределения самостоятельно, при необходимости можно обратится за помощью к психологу.  Психолог может провести специальную диагностику, что поможет определится с выбором.

Те дети, которые достойно пережили данный кризис становятся сильнее, увереннее в себе и способны управлять своей судьбой. Задача родителей помогать и поддерживать своего ребенка!



Дошкольный возраст от 3 до 7 лет

Практически у каждого ребенка период раннего детства начинается с кризиса трех лет (2,5-3 года), когда родители впервые слышат упорное: «Я сам!». Значит, что в это момент ребенок учится удовлетворять свои потребности и желания самостоятельно, появляется самосознание. Все это нужно, чтобы научиться адекватно оценивать себя и свои поступки без соотнесения с оценкой других. Вроде ранее такой милый ребенок начинает вести себя «странно», появляется ревность, подозрительность негативное поведение, отрицание, отрицание того времени, когда он был беспомощным, и всего, что с ним связано: игрушки, одежда, некоторые привычки и т. п. 

Но, как и любой кризис, он со временем проходит и наступает более стабильный период, во время которого ребенок овладевает предметно-манипулятивной деятельностью — ребёнок занят предметом и действием с ним; практическим сотрудничеством со взрослыми. У него возникает потребность в речи для того, чтобы налаживать контакты. Главный авторитет — родители или тот, кому ребёнок доверяет. (Напомним: доверие формируется на основе привязанности.)

Очень важно создать ребенку данного возраста определенные условия: разумная дозволенность, поддержка и ограничение ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально опасны для него окружающих.

Чреваты последствиями и два противоположных полюса в воспитании ребенка — гиперопека, когда все делают за детей, не доверяют, и гипоопека — отсутствие поддержки, ребенок вынужден делать то, что дети ему в силу возраста не свойственно, а порой невозможно.

Если данный период пройден правильно, то ребенок приобретает самостоятельность и самоконтроль, уверенность в себе.

Если, что-то пошло не так, то ребенок становится неуверенным в собственных способностях, присваивает себе чувство стыда и приниженности, ощущение неприспособленности, слабоволие. 

Особенностью дошкольного возраста является рождение социального «Я». Лейтмотив возраста: «Хочу, но не могу!», а еще ребёнок делает для себя открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!». Ребенок пробует стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим. В этот возрастной период ребенок может усовершенствовать то, что уже имеет (но умения не хватает). Основной вид деятельности – общение, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, при этом игра рассматривается как универсальная форма развития. Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.

Дошкольники испытывают потребность принимать активное участие в жизни и деятельности взрослых.

И заканчивается этот период кризисом дошкольного возраста (5-7 лет). Поведение очень похоже на кризис 3 лет, но в более мягком варианте: изменяется поведение — ребёнок ведёт себя демонстративно, перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований).

И помните, что родительский авторитет, когда дети пойдут в начальную школу будет уступать авторитету тех, кто даёт знания.

Очень важно в этот период поощрять активность ребенка, признание родителями права на любознательность и творчество (нельзя высмеивать фантазии ребенка).

Плохо отражается на ребенке — отсутствие позволения или запрет родителей на самостоятельные действия, неодобрение его активности и наказания.

Этот период дан ребенку и родителям, чтобы решить проблему доверия, а затем — независимости (автономии), научиться проявлять инициативу. 

Если задача решена, то:

Формируется чувство базисного доверия (1-й год). Базисное доверие, это то, как человек будет в последующей жизни воспринимать окружающий мир. Негативно, как мир, наполненный злобой, окружающих людей как холодных и безразличных. Или, наоборот, как мир, который готов принимать человека, добрый и светлый и люди в нем отзывчивые и любящие, способные сострадать и готовые помочь; 

На втором году жизни формируется умение проявлять свою волю и самому что-то делать, автономность

Формируются такие качества личности, как инициативность, любознательность, включение в полоролевое поведение. 

Если задача не решена, то:

 Не формируется базисное доверие;

Как правило, дети вырастают, сомневающиеся в своих способностях, недоверие;

 У таких детей в будущем, появляется чувство вины и стыда за усилие быть независимым;

 Формируется пассивность, отсутствие собственных интересов.

Возрастные категория от 0 до 3 лет

Принято считать, что личность ребенка формируется в процессе его воспитания и отношений, которые складываются с окружающей средой.  На формирование личности будущего еще не родившегося ребенка влияют такие факторы как психологическая готовность и желание иметь ребенка, эмоциональный и психологический климат в семье, психологическое состояние будущих родителей и т.д.

Молодые люди, в семье которых была неблагополучная психологическая обстановка или родители применяли деструктивные стили воспитания, могут испытывать переживания, связанные с трудностью родительской роли, тем что с ней не справятся, станут плохими родителями и планируют при сохранных детородных возможностях жизнь без детей. Такие люди, могут объединяться в сообщества «чайлдфри», при этом они не испытывают негативных чувств к детям и даже наоборот, могут прекрасно с ними ладить.

Ранняя беременность, нежелательная беременность, отсутствие психологической и физической поддержки в семье, дисгармоничные отношения, могут подвергать будущую маму к дистрессу и переживаниям, что увеличивает риск невынашивания беременности. Кроме того, повышается риск будущих неврологических и психологических проблем у ребенка, так как с самого первого дня и до родов у ребенка формируется и развивается нервная система.

Сразу после рождения ребенок переживает свой самый первый кризис – «кризис новорожденности».  Из привычной и комфортной утробы матери, ребенок попадает в новую среду и в самые первые мгновения своей жизни испытывает изменения условия жизни: яркая освещенность, воздушная среда, необходимость в новом типе дыхания, смена типа питания, действие силы притяжения. В этот период ребенок полностью зависим от взрослого. Не одну свою потребность он не может удовлетворить самостоятельно. Ребенок не отделяет себя от окружающего мира, не способен еще распознавать свои переживания. 

Несмотря на это малыш уже много что умеет. Новорожденные способны к подражанию, способны воспринимать предметы на расстоянии 20 см и предпочитают смотреть на сложные узоры, особенно края и контуры объектов. Очень рано малыш учится распознавать лицо матери, способны реагировать на широкий диапазон звуков, причем женские голоса им нравятся больше, чем мужские, а голос матери они способны отличать от других голосов. К первому месяцу жизни ребенок способен улыбаться в ответ на человеческое лицо, особенно на лицо мамы. Хорошо развиты тактильные ощущения, новорожденные реагируют на холод, тепло, прикосновение боль. Уже с шестидневного возраста новорожденный распознает запах материнского молока.

 Данный период очень важен связанностью и неразрывным единством ребенка и взрослого. Жизнь и будущее развитие ребенка зависит от ухаживающего за ним взрослого, и в первую очередь, мамы. Дефицит общения в этот период может привести к так называемому «эффекту госпитализма» — задержке физического и психического развития, появлению различных нарушений в поведении. Эмоциональная привязанность младенца к матери дает ребенку чувство безопасности, надежность, защищенности. Многие исследования показали, что эмоционально привязанные дети более любознательны, независимы и компетентны, проявляют больше фантазии в играх, больше настойчивости в учебе, более эффективны в общении со взрослыми и сверстниками.

 По мере своего взросления младенец овладевает ходьбой, расширяет пространство вокруг себя, получает доступ к большему кругу предметов. Появляется исследовательский интерес ко всему окружающему и стремление к самостоятельности. Если самостоятельность пресекается взрослыми, так как многие действия могут причинить ему вред, малыш может проявлять бурные и яркие реакции негодования и обиды. Возрастание независимости от взрослых и всплеск самостоятельности (кризис одного года), это показатель перехода на следующую стадию развития.

Следующий период от одного до трех лет. В этот период взрослый перестает быть центром мира ребенка, теперь ребенка завораживает мир предметов. Взрослый необходим для совместной деятельности, в ходе которой ребенок учится манипулировать предметами. А затем осуществляет перенос усвоенного навыка на другие предметы. Это особенно видно в детской игре, когда ребенок использует «предметы — заместители», например разговаривает по телефону используя пульт от телевизора, или научившись пользоваться ложкой, кормит куклу.

В это период идет активное формирование речи ребенка. Малыш способен к трем годам использовать от 1000 до 1500 слов. Развивается память и мышление.  

Поведение ребенка в этом возрасте отличается импульсивностью, желания его неустойчивы, он не может их контролировать, не может соблюдать правила и удерживать поставленную цель. В этом возрасте все желания действуют с одинаковой силой, сдерживать свои желания ребенок учится под влиянием настойчивых указаний взрослых. Таким образом в этом возрасте важен внешний контроль со стороны взрослых, но он должен быть поощряющим, а чрезмерная строгость, наказания за ошибки, гиперопека, могут привести к формированию чувства стыда за свои поступки, сомнения в собственных силах, неуверенность в себе и тревожность. Родителям необходимо поощрять детей за самостоятельность, и с другой стороны, необходимо устанавливать четкие, разумные ограничения, с любовью трепетом относясь к формирующейся личности ребенка.

Близкие взрослые служат безопасным островком. Учитывая, что в этом возрасте у малыша нет еще тех волевых качеств, которые помогли бы ему сдерживать свои желания и контролировать эмоциональные реакции, необходимо помнить, что раздражительность, злость, гнев, чрезмерная родительская опека или наоборот попустительство могут усиливать страхи и капризы. 

Завершение данного возрастного периода знаменуется «кризисом трех лет», а это значит что дети могут проявлять нежелание подчинятся требованием взрослых, упрямство, непринятие норм и правил, принятых в доме, своеволие (ребенку хочется все делать и решать самому), обесценивание взрослых (когда про близких ребенок говорит «он плохой»), протест-бум, деспотизм (диктует правила взрослым). Все это говорит о том, что ваш малыш взрослеет и изменяет отношение к себе самому и другим людям.